Техника фигурного катания на коньках


Общие замечания

Рассматривая технику отдельных видов спорта и сравнивая их с характером движений тела при фигурном катании на коньках, приходится признать, что последнее стоит особняком от остальных видов физических упражнений.

Не ставя себе задачей достижение скоростных или силовых результатов, фигурное катание определяется следующими требованиями, предъявляемыми к нему установленными правилами соревнований. Так называемые «школьные» или обязательные фигуры состоят в исполнении на льду ряда рисунков, фигур (голландских шагов, параграфов, троек, скобок, петель и т. п.), причем к получаемому от скольжения конька по льду следу предъявляются строгие требования в смысле симметрии и правильности исполняемого чертежа. Это налагает на фигуриста значительное обязательство в смысле соблюдения правил исполнения отдельных фигур, а также приемов и характера движений. Поскольку же при оценке школьного катания в первую очередь принимается во внимание правильность выполненного рисунка, постольку внешняя сторона катания и красота движений обычно отходит на задний план.

Вторая, также зачетная часть программы соревнований - так наз. произвольное катание, согласно существующих правил предоставляет исполнителю полную свободу в выборе фигур, ограничивая выступающего лишь временем (1, 3 или 5 мин).

К произвольному катанию предъявляются требования наивысшей трудности выполняемых упражнений и наибольшей легкости и красоты их исполнения.

Отдел произвольного катания является поэтому весьма обширным и неопределенным. Возможности, которыми располагает фигурист, направили произвольное катание в процессе его развития по линии перенесения на лед движений классического балета.

Вполне естественно, что они были в значительной степени изменены под влиянием особых условий скольжения на льду, причем в процессе неоднократных изменений постепенно вырабатывалась своеобразная техника фигурного катания.

Под словом техника мы понимаем здесь качественную характеристику рационального и теоретически обоснованного выполнения фигуристом отдельных движений, обусловленных фигурным катанием и дающих в совокупности с индивидуальными особенностями исполнителя так называемый спортивный «стиль».

Отметим, что нами устанавливаются только известные лимиты движений, в пределах которых допустимо полное приспособление техники катания к индивидуальности фигуриста, т. е., иначе говоря, нами устанавливаются лишь общие правила движений.

Мы будем вопреки установившемуся до сего времени обычаю рассматривать совместно школьное и произвольное катание. Делаем мы это на том основании, что оба эти вида катания покоятся на одном фундаменте общей спортивной тсхники

Различие между «школьным» и «произвольным» лишь внешнее и проистекает из целеустремленности движений.

Чтобы пояснить сказанное, позволим себе краткий экскурс в область истории возникновения и развития фигурного катания. Фигурное катание, по данным наших историков, берет начало в Америке, и основателем его явился всемирно известный Джаксон Гейнс, который показал впервые, что в искусстве катания ход зависит не только от толчка, но что при каждом новом повороте и вращении тела можно получить все новое и новое поступательное движение, пока хватит сил в мышцах.

Этот важный принцип и, с другой стороны, необыкновенная манера катания Д. Гейнса, полная свободы и .грации, открыли тогдашним конькобежцам новые горизонты, и знаменитый американец по справедливости считается основателем школы фигурного катания» (см. Н. А. Паннн-Коломенкин «Фигурное катание на коньках», изд. 1910 г.).

При этом фигурное катание сразу же стало развиваться по двум направлениям: по линии черчения рисунков на льду (из которых возникли школьные фигуры) н по линии подражания балету, т. е. в направлении художественной разработки катания. Это дало основание многим утверждать, что фигурное катание состоит из двух различных частей, чуть ли не, противоположных друг другу.

В спортивных кругах шли нескончаемые споры о сущности фигурного катания.

Что возникло раньше: «школа» или «произвольный»? Что имеет больший удельный вес?

Возникали частые расхождения в оценке на соревнованиях катания того или иного фигуриста различными, судьями, что приводило к различного рода спорам и недоразумениям.

Конечно все недоразумения были бы рассеяны, если бы было принято понимание, что принципы катания, открытые Гейнсом, легли в основу и «школы» и «произвольного». Разница между этими двумя видами возникла из того, что катание оценивали или с точки зрения рисунка, получавшегося на льду, или по впечатлению, какое производят на зрителя движения фигуриста. В этом последнем направлении требования художественности и сценичности произвольного катания значительно возросли, что и приблизило его к балету.

Это обстоятельство, однако, отнюдь не изменило принципов скольжения, почему мы и считаем вполне целесообразным признать их в целом для всего фигурного катания.

Изучая физическое упражнение, мы находим целый ряд его сторон, которые имеют то или иное значение для его техники и потому заслуживают нашего внимания. Можно с уверенностью сказать, что чем шире и многостороннее анализ, тем серьезнее будут сделанные выводы и основанная та них техника.

Изучая принцип движений фигуриста, мы будем рассматривать таковые в первую очередь с точки зрения основных законов механики.

Далее следует перейти к выявлению особенностей человеческого тела, которые определяют возможности фигурного катания, и затем на основе сделанных выводов можно приступить к проектированию техники фигурного катания, корректируя ее дополнительными соображениями художественной выразительности, легкости и красоты движений.

Основные движения при фигурном катании

При рассмотрении фигурного катания мы встречаемся с четырьмя характерными видами движений (которые составляют основу катания).

1. Скольжение по некоторой плавной кривой линии, большей частью постоянного радиуса, величиной не менее 2-3 м.

2. Повороты на 180° во время скольжения по кривой, причем в момент поворота конька характер кривой резко изменяется, так что радиус кривизны дуги (на участке поворота) по крайней мере в 4-5 раз меньше радиуса кривизны линия скольжения до и после поворота.

3. Вращение тела катающегося вокруг вертикальной оси при незначительном поступательном движении.

4. Прыжок, т. е. подбрасывание тела фигуриста, пря помощи резкого, толчка одной или обеих ног.

Время пребывания тела в воздухе при этом оказывается продолжительным настолько, что допускает сделать какое-либо дополнительное движение (разбрасывание ног и рук в разные стороны, скрещение ног или оборот тела в воздухе и т. п.).

При исполнении означенных движений, как в их чистом виде, так и в кооперированной сложной форме, фигурист пользуется несколькими элементарными приемами, вытекающими из возможности для каждого нормально развитого и соответственно тренированного человека:

1. Производить толчок одной ногой, уперев ее ребром конька о лед.

2. Скользить прямо или под некоторым наклоном ко льду на одной (занятой) ноге, неся другую (свободную) в воздухе.

3. Вращать ступню занятой ноги вокруг вертикальной оси тела в горизонтальной плоскости или, иначе говоря, вращать тело вокруг вертикальной оси относительно направления движения.

4. Вращать верхнюю часть теля в пояснице вокруг вертикальной оси тела.

5. Помогать руками поддерживать равновесие наподобие (баланса или использовать .их в качестве маховика при вращении.

6. Наклонять ступню занятой ноги вправо и влево.

7. Сгибать ноги в коленях и ступнях, приседая и привставая, как бы пружиня и придавая этим мягкость и эластичность телу при скольжении.

Все эти элементарные движения являются теми основными приемами, которыми пользуется фигурист, и которые характеризуют технику искусства катания на коньках.

Механика фигурного катания

Теперь рассмотрим приведенные выше четыре основных вида движений в приложении к ним законов механики с учетом того, что исполнение этих движений достигается при помощи приемов, изложенных в предыдущем параграфе.

1. Если фигурист после толчка скользит по окружности, то на его тело, находящееся под наклоном ко льду (в сторону закривления) действуют две силы: сила инерции и сила тяжести (силу трения мы пока в расчет не принимаем).

Анализируя с точки зрения принципов механики зависимость между этими силами, можно перейти в формулировке полученного закона движения к выражению скорости поступательного движения фигуриста через угол наклона тела, вертикально ко льду. При этом получаем ответ на вопрос, какой наклон должен быть придан телу конькобежца при той или иной скорости движения по кривой.

Полученные аналитически выводы говорят что:

1) при малых значениях угла наклона скорость приблизительно пропорциональна величине угла, т. е. находится от нее в очень простой зависимости;

2) при более значительных наклонах ко льду (свыше 20-16°) скорость растет значительно быстрее угла.

Из вышесказанного может быть сделан (первый) практический вывод: большие наклоны ко льду требуют значительной поступательной скорости, поэтому таковые должны применяться с большой осторожностью, только при полной уверенности катающегося, что ему удастся набрать и сохранить нужную скорость достаточно долго.

Заметим теперь, что если фигурист движется по кривой переменной кривизны, то скорость связывается зависимостью с двумя величинами: радиусом кривизны и углом наклона 1,

Поэтому для достижения равновесия необходима строгая согласованность между величинами скорости у соответствующими (каждому моменту скольжения) значениями радиуса кривизны и угла наклона. Кривизна линии задается характером исполняемой фигуры, а скорость определяется в начале движения силой толчка, поэтому единственный прием, обеспечивающий равновесие тела при скольжении, — это регулирование фигуристом наклона ко льду.

Поскольку же скольжение по кривым линиям есть основная черта, характерная для фигурного катания, этот прием постоянно и везде применяется фигуристами, поэтому значительной частью техники фигурного катания является умение в любой момент движения изменить наклон на любой угол, что достигается путем перенесения через поверхность движения отдельных частных центров тяжести в направление желаемого приращения угла наклона.

Практически это осуществляется главный образом за счет перенесения в указанную сторону свободной ноги, находящейся первоначально в поверхности движения сзади или впереди тела. Такое перенесение свободной ноги может вызвать выпрямление и задней кривой в обратном направлении, причем на льду будет выполнена фигура, напоминающая собой латинскую букву S.

К такой же необходимости регулировки наклона приводит и расчет на трение 2.

2. Второй вид движения, часто встречающийся при фигурном катании, — это поворот на 180°, выполненный в процессе скольжения по кривой.

Самый поворот, хотя и производится обычно достаточно быстро, все же занимает достаточно значительный период времени, ребро конька продолжает полностью упираться об лед, и никакого бокового скольжения не получается.

В противном случае может быть смазывание следа, и даже падение.

На это в первую очередь оказывает влияние зависимость между наклоном конька и закривлением линии скольжения.

Фигурные коньки, как известию, являются прогнутыми выпукло к горизонту.

При наших рассуждениях нам не существенно, каков характер этой кривой (обычно это эллипс — для коньков системы «сальхов» и парабола — для системы «риттберг») Поэтому предположим, что мы имеем дело с простейшей кривой, а именно с крутостью.

Если мы будем проектировать нашу кривую (изгиб конька) на наклонную плоскость, то получим эллипс.

Чем больше наклонная плоскость будет приближаться к горизонтам, тем больше будет приближаться радиус проекции кривой к радиусу кривизны кривой. В пределе отношение радиуса кривизны к его проекции будет равно единице.

Переходя теперь к рассмотрению скольжения конька по ходу, можно по аналогии с вышесказанным заметить, что кривизна может изменяться от характера прямой линии (при вертикальном положении конька) до окружности, равной радиусу конька.

Практически можно сказать: чем больше наклон конька ко льду, тем сильнее (в пределах кривизны конька) может закривляться линия скольжения.

Так, на очень прогнутых коньках, например, системы «яхт-клуб», чрезвычайно легко исполнять самые изогнутые кривые.

Наоборот, на прямых коньках типа «гаген» (хоккейных) или норвежских (беговых) почти вовсе невозможно скользить по кривой.

Для устранения означенного препятствия пользуются тем, что фигурный конек, выпуклый к горизонту, будучи нормален ко льду, касается его одной точкой (практически немногими точками). Благодаря этому возможно вращательное движение наклоненного конька вокруг вертикальной оси.

В смысле возможности выполнения поворота здесь важно то, что поступательное движение, сообщенное коньку на каждом, самом маленьком отрезке пути, непрерывно изменяет свое направление благодаря наличию вращательного движения, поэтому правильная координация скорости вращения и поступательного движения делает возможным исполнение линий любой кривизны.

Не нужно думать, что при этом происходит скольжение конька поперек ребра (лезвия). Это вызвало бы неминуемое буксование и потерю опоры.

Явление здесь происходит несколько сложнее, а именно: опора веса тела переводится фигуристом с пятки на носок (при движении вперед), так что конек как бы перекатывается с пятки на носок. При этом каждая новая вступающая часть лезвия, до того момента не бывшая в работе, осуществляет роль опоры, в то время как отступающая задняя часть, находящаяся по другую сторону центра вращения, лежащего в некоторой точке на продольной оси конька, является «буксующей частью».

Экспериментально это легко можно проверить, если исполнить на очень острых коньках, на безукоризненно чистом льду тройку или петлю, а затем опуститься на лед и рассмотреть след от конька. В большинстве случаев в месте поворота, т. е. во въезде в острие тройки (или крюка), виден отчетливо резкий след (следовательно, конек не буксует целиком), но в то же время на рисунке в указанном месте заметна тонкая ледяная пыль, получившаяся от срезывания тончайшего слоя льда буксующей частью конька. Наконец заметим, что при выполнении поворотов развивающаяся сила инерции вращения препятствует плавному скольжению в новой поверхности движения. Поэтому техника поворота должна строиться на основе сделанного исследования так, чтобы использовать по возможности все технические приемы, изложенные в п. 11.

Наиболее часто применяется сильное вращение плеч и рук в сторону нового закривления (после поворота) и перенесения центра тяжести также в сторону закривления за счет энергичной работы свободной ноги (крюк, скобка, тройка).

3. Вращательное движение является (теоретически) продолжением поворота, начатого тройкой, с той разницей, что не следует стремиться закончить движение, а, наоборот, усилить его еще большим, размахом рук и свободной ноги.

Здесь важно добиться того, чтобы вращение стало доминирующим движением, а затем путем постепенного притягивания конечностей усилить вращение 3

В частности автором настоящей статьи был выполнен низкий пируэт (волчок) в 60 оборотов, длившийся около минуты (Москва, 1931 г.).

4. Наконец последним разделом движения, резко отличающимся от всего остального катания своей необычайностью и эффективностью, являются прыжки.

Прыжки — это труднейшие упражнения из всего фигурного катания, подходить к изучению которых нужно весьма осторожно. Успех в освоении этого вида больше, чем в каком-либо друг зависит от глубины и качества теоретического анализа, проделанного фигуристом до начала тренировки, а в особенности во время ее, когда прыжок как говорится, уже «пошел» вчерне, но не хватает еще чего-то, чтобы окончательно закрепить технику, чтобы придать ему легкость и красоту, чтобы сделать его исполнение высокохудожественным

К сожалению, мы часто видим даже у самых хороших фигуристов, с прекрасными физическими данными, плохо исполненные на соревнованиях недоработанные прыжки. Причиной подобного результата чаще всего является недостаточно вдумчивое отношение к механической теории прыжка. Исполнение же хорошее и даже отличное на тренировках может носить случайный характер, так что настоящего знания фигуры не будет, подлинного мастерства не будет, и на серьезном выступлении этот прыжок легко может «подвести».

Все это обязывает каждого серьезного фигуриста к внимательной детальной проработке теории прыжка.

В первую очередь нужно запомнить, что основными показателями качества прыжка являются: 1) высота прыжка, 2) продолжительность полета 3) красота и легкость исполнения.

Механика предоставляет в наше распоряжение следующие положения; 1)высота прыжка тела тем больше, чем вертикальней он выполнен и чем больше начальная скорость, 2) скорость полета тем больше, чем больше отношение толкающей силы к весу тела.

Из этих рассуждений можно сделать следующие выводы:

1) приступая к тренировке прыжка, нужно подобрать такие технические приемы для элементарных движений тела, чтобы обеспечить полное использование толкающей силы;

2) толчок не должен быть коротким, отрывистым, а, наоборот, полным, как говорят,глубоким;

3) к моменту толчка поступательная скорость должна быть по возможности меньше, чтобы не влиять на уменьшение угла наклона равнодействующей к горизонту;

4) важность отношения силы к весу тела обязывает фигуриста к известной диспропорции между этими величинами,, или к так называемому спортивному весу.

В заключение заметим, что современное фигурное катание стоит на столь. высоком уровне техники, что не может изучаться без соответствующей теоретической проработки вопроса. Многолетний опыт и практика примеров убеждает нас в том, что только путем сознательного изучения всей сложной механики на льду можно добиться и незаурядных результатов в фигурном катании на коньках!

М. Станкевич
«Физкультура и спорт», № 1-2, 1934



1 Действительно, если по методу Даламберга представить тело находящимся в равновесии, то мы будем иметь, mv2/s=m g tgB что сила инерции тела равна массе тела, умноженной на проекцию ускорения силы тяжести на вертикальную ось координат. Решив это уравнение относительно V, получим: v = vS g tgB, т.е. скорость поступательного движения фигуриста (при S=const) есть некоторая иррациональная тригонометрическая (тангенциальная) функция угла наклона, образованного осью тела фигуриста с (…) по льду. Поскольку же тангенс угла изменяется при малых значениях угла приблизительно пропорционально углу, можно сказать, что при малом углу наклона v пропорционально этому углу. Далее (с увеличением угла) характер тангенсоиды быстро меняется, так что при дальнейших (даже незначительных) приращениях угла тангенс дает резкое увеличение, а при приближении угла к П/2 стремится к бесконечности.

2 Сила трения, противодействуя движению должна сообщить телу отрицательное ускорение и, следовательно, v будет убывать. Из уравнения tgB=v2/Sg (при S заданном) видно, что равновесие может последовать только в случае изменения угла наклона по закону v= корень из Sg tgB, где v постоянно, а S величина, заданная для каждого самого малого участка пути, а g равномерно убывающая величина. Поэтому теоретически во все время инертного скольжения, угол наклона следует равномерно уменьшать пропорционально квадрату изменения скорости. При больших углах наклона эта зависимость усложняется тем, что тангенс наклона становится непропорционален углу, см. прим. 1)

3 Механически это явление вытекает из следующего аналитического выражения касательного ускорения: a=v2/p Если в результате трения линейная скорость будет уменьшаться на каую-нибудь определенную величину, то путем соответственного уменьшения p при v2/p=const можно на некоторое время сохранить а прежним.





Главное меню
книги

Используются технологии uCoz